Аллея Разума – блог

Йога Читта Вритти Ниродха

Yogas citta vrtti nirodhah – одна из шлок Йога сутры автора Патанджали, которую воспринимают как основную, на которой и базируется вся йога.

➤ Подробнее о том что такое Йога-сутры Патанджали (ЙСП)


Перевести Yogas citta vrtti nirodhah можно по-разному, что и делают множество авторов, пытаясь найти тот единственный и главный смысл, который подразумевал Патанджали. Процитируем некоторых из них.

Островская и Рудой – «Йога есть прекращение деятельности сознания».
Вивекананда – «Йога есть удержание материи мысли (Читта) от облечения в различные образы (Вритти)».
Раммурти Мишра – «Йога (единение) есть прекращение деятельности ума, вопрошающего: "Кто я?"».
Кришнамачарья –«Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь».
Сарасвати Свами Сатьянанда – «Блокирование типовых проявлений сознания есть йога».
Пер. В.Данченко – «Йога – это прекращение видоизменений сознания».
Пер. К.Свенссона – «Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму».
Пер. Б.Загуменнова – «Йога – прекращение функций читты».

То ли Читта вся психика, то ли она только некое сознание. Но ведь и Пуруша тоже сознание, только некое «чистое»? А может сознание нужно понимать в комплексе с подсознанием и неосознаваемым? Или речь идет о внимании, понимании, эмоциях и энергии?

И еще вопросы. Прекращать или блокировать (принудительным образом?)? Или же речь идет о подавлении (вредных) колебаний, а не полезных познавательных функций? Или о способности к самой возможности удержания внимания? И тд и тп.

➤ Подробнее о том что такое Пуруша


Учитывая то, что у каждого слова в этой шлоке есть с десяток различных переводов, а словари составлялись носителями «западного» менталитета, а также то, что со времен Патанджали прошло уже около 25 столетий и смысл многих понятий мог принципиально измениться, то попытки только интеллектуального понимания исконного смысла, разумеется, будут не такими сложными, как желание поймать в кувшин луну, зачерпнув ее отражение, но и не столь простым как чтение очередной новости в фейсбуке.

Таким образом, каждый из комментаторов излагает в чем-то сходные, но все-таки разные собственные мнения о смысле сутр. В зависимости от своих приоритетов, специфики личной садханы, предпочтений и многих других факторов. Ну а если собственного мнения, основанного на личной практике не имеется, то приходится использовать чужое, тем самым дополнительно усложняя задачу понимания сутр.


На наш взгляд, один из важнейших аспектов ЙСП в том, что она служит катализатором, инициирующим проявление собственного понимания Йоги у комментирующего автора. Или отсутствие такового))

Как же можно реализовать желание понять ЙСП без предварительной многолетней практики йоги, чтобы мог начать проявлять результат? Делать это не слишком сложно, применив к самой ЙСП, упомянутые в ней же методики: сосредоточение на одном объекте, в результате чего появится и понимание его внутренней сущности и проявится осознание собственного АтманаПричем, для этого достаточно начать слушать шлоки ЙСП на санскрите без перевода. Цель ведь не в «правильном» переводе, а в понимании сути йоги. А это несколько разные вещи.


 Скачать Йога-сутры Патанджали на русском языке можно в Библиотеке
➤ Прослушать сутры в формате аудио на санскрите
Йога