Аллея Разума – блог

Что такое Ахимса?

"Сделал добро - брось его в воду. Оно не пропадёт, добром к тебе вернется".
Из фильма "Ух ты, говорящая рыба!".

Уверены, у каждого было так, что сделаешь хорошее дело, кому-то или чему-то не навредишь и добро к тебе возвращается. Как говорится "это карма".

В йоге, такому понятию есть конкретное название – Ахимса.


Что такое Ахимса?


Ахимса (санскр. – «невреждение») – избегание убийства и насилия, ненанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая добродетель всех систем индийской философии.

Также Ахимса – один из принципов Ямы в йоге, которая, в свою очередь, является одной из частей йоги. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Самое раннее из известных упоминаний об Ахимсе содержится в Упанишадах (Чхандо́гья-упаниша́да, начало I тыс. до н. э.). Позже Ахимса стала важна в период, когда буддисты выступили против жертвоприношений животных (III в. до н.э.). В буддизме, Ахимса стала главным каноническим правилом поведения, поскольку, при осознании родства и единства всего живого в мире, причинение вреда «самому себе» является принципиально неприемлемым. Постепенно Ахимса стала приоритетным поведенческим правилом и в индуизме.

➤ Скачать Чхандо́гью-упаниша́ду

― Э-эх – это я! Великий, могучий, добрый волшебник Э-эх.
Из фильма "Ух ты, говорящая рыба!".


"Хочу практиковать Ахимсу"!


Как говорится в Йога-сутре, Яма и Нияма – просто составные части целостной системы. Поэтому, и практиковать их следует в той последовательности, которая дана в определенной методике школы или конкретного учителя, а никак не пошагово одну за другой.

Существует подобное ошибочное воззрение о том, что пранаямы следует начинать практиковать исключительно после полного освоения асан. Аналогично и Ахимса не является тем принципом, только после практического воплощения которого можно переходить к другим принципам. Если следовать такому подходу, то к остальным частям йоги, человек вряд ли когда-нибудь доберется.

Другими словами, Ахимса – просто рекомендованные правила поведения, которые могут принести благоприятные последствия: «При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность» (Йога-сутры).

➤ Скачать Йога-сутры Патанджали


Проблемы практики Ахимсы


Основные проблемы, возникающие при желании обязательно практиковать Ахимсу – такие заблуждения сознания, как мистицизм, религиозность и тщеславие. Человек искренне думает, что если он воздерживается (причем, на уровне своего понимания) от причинения вреда, то он безусловно продвинутый адепт, йог, «эзотерик», высокодуховное существо. Такой человек может начать смотреть на других с жалостью к их непониманию, бездуховности и «плохой карме». Подобные девиации, давно известны во всех культурных традициях. В Православии есть даже такое понятие «младостарчество». Это когда еще не доученный послушник или монах начинает мнить из себя умудренного жизнью старца. Следование Ахимсе не понимая внутренней сути, а только подражая кому-то, нарушает принцип Сатьи или правдивости. Перед собой, и перед другими.

Это не значит, что не нужно стараться не причинять вред. Мы говорим о том, что необходимо развивать понимание сути Ахимсы.

На начальных этапах развития, трудно оценивать свои побудительные мотивы и дифференцировать их. Поэтому, нужно развиваться в комплексе, постепенно углубляясь в понимание правил йоги и расширяя их применение в своей жизни. А это невозможно без соответствующих медитативных практик, дхараны и дхьяны на отдельных принципах Ямы.


Почему люди не следуют Ахимсе?


Безусловно, даже из нашей обычной жизни мы знаем, что если не поддерживать вражду, не генерировать агрессию, то в окружении такого человека злость постепенно затихнет. Это можно пояснить тем, что человек, который находится в саттвичном состоянии энергетики, оказывает благотворное влияние на окружающих. Он не подпитывает и не взаимодействует с примитивно-агрессивной энергетикой гуны Раджас.

Перечислим некоторые причины, в результате чего может возникать насилие в отношении других живых существ.
✧ Желание получить какие-либо материальные блага, которые ценны для причиняющего вред;
✧ Следование привычной форме поведения (психологические установки) либо принятым в обществе нормам (например, кровная месть);
✧ Психологические комплексы, детские травмы. Желание попробовать запретное;
✧ Не продуманность своих действий, в результате которых причиняется вред другим.

Однако, при изменении картины мира, все эти факторы теряют свое значение и нивелируются.


Вывод


При гармоничном саттвичном поведении, и не причении вреда, воплощается принцип не деяния. Человек не причиняет вреда, потому, что действует так, как нужно Миру (как правильно, в соответствии с общей гармонией), а не потому, что так написано в какой-то книжке или он решил, что интересно выглядеть «продвинутым» йогом.

Таким образом, мы вновь пришли к пониманию того, что для развития духовности и сознания необходимо цельное понимание или интегральный подход. Отдельные элементы которого будут способствовать постижению других. Человек – целостная система. Понимание взаимосвязей постепенно проявляется в сознании. Как результат – жизнь становится гармоничнее, счастливей, вдохновленней и понятней.

Предлагаем просмотреть мультфильм, отображающий истинную Ахимсу.



Йога