...

Что такое Ахимса?

Определение Ахимсы. Что значит практиковать Ахимсу? Проблемы практики Ахимсы. Почему люди не следуют Ахимсе?
Уровень мудрости
"Сделал добро - брось его в воду. Оно не пропадёт, добром к тебе вернется".
Из фильма "Ух ты, говорящая рыба!".
Уверены, у каждого было так, что сделаешь хорошее дело, кому-то или чему-то не навредишь и добро к тебе возвращается. Как говорится "это карма".

В йоге, такому понятию есть конкретное название – Ахимса.
Ка́рма
«действие, обязанность, деятельность», одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека определяют его судьбу в данном или последующих перерождениях

Что такое Ахимса?

Яма
"сдержанность (яма) включает не-насилие (ахимса), правдивость (сатья), не-присвоение чужого, безбрачие (брахмачарья) и не-принятие даров (апариграха)" – Йога-сутры (перевод с санскрита Е.П.Островской и В.И.Рудого).

Подробнее о Яме в следующих статьях.
8 частей йоги
восемь частей йоги таковы: сдержанность (яма), строгое соблюдение требований (нияма), положение тела (асана), контроль дыхания (пранаяма), обуздание чувств (пратьяхара), сосредоточение (дхарана), медитация (дхьяна) и осознание (самадхи).
Ахимса (санскр. – «невреждение») – избегание убийства и насилия, ненанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая добродетель всех систем индийской философии.

Также Ахимса – один из принципов Ямы в йоге, которая, в свою очередь, является одной из частей йоги. Об этом мы поговорим в следующих статьях.

Самое раннее из известных упоминаний об Ахимсе содержится в Упанишадах (Чхандо́гья-упаниша́да, начало I тыс. до н. э.). Позже Ахимса стала важна в период, когда буддисты выступили против жертвоприношений животных (III в. до н.э.). В буддизме, Ахимса стала главным каноническим правилом поведения, поскольку, при осознании родства и единства всего живого в мире, причинение вреда «самому себе» является принципиально неприемлемым. Постепенно Ахимса стала приоритетным поведенческим правилом и в индуизме.
― Э-эх – это я! Великий, могучий, добрый волшебник Э-эх.
Из фильма "Ух ты, говорящая рыба!".

"Хочу практиковать Ахимсу"!

Пранаяма
общее название для группы упражнений, направленных на контроль над дыханием и внутренней энергией.
Асана
положение тела.
Как говорится в Йога-сутре, Яма и Нияма – просто составные части целостной системы. Поэтому, и практиковать их следует в той последовательности, которая дана в определенной методике школы или конкретного учителя, а никак не пошагово одну за другой.

Существует подобное ошибочное воззрение о том, что пранаямы следует начинать практиковать исключительно после полного освоения асан. Аналогично и Ахимса не является тем принципом, только после практического воплощения которого можно переходить к другим принципам. Если следовать такому подходу, то к остальным частям йоги, человек вряд ли когда-нибудь доберется.

Другими словами, Ахимса – просто рекомендованные правила поведения, которые могут принести благоприятные последствия: «При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность» (Йога-сутры).

Проблемы практики Ахимсы

Основные проблемы, возникающие при желании обязательно практиковать Ахимсу – такие заблуждения сознания, как мистицизм, религиозность и тщеславие. Человек искренне думает, что если он воздерживается (причем, на уровне своего понимания) от причинения вреда, то он безусловно продвинутый адепт, йог, «эзотерик», высокодуховное существо. Такой человек может начать смотреть на других с жалостью к их непониманию, бездуховности и «плохой карме». Подобные девиации, давно известны во всех культурных традициях. В Православии есть даже такое понятие «младостарчество». Это когда еще не доученный послушник или монах начинает мнить из себя умудренного жизнью старца. Следование Ахимсе не понимая внутренней сути, а только подражая кому-то, нарушает принцип Сатьи или правдивости. Перед собой, и перед другими.

Это не значит, что не нужно стараться не причинять вред. Мы говорим о том, что необходимо развивать понимание сути Ахимсы.

На начальных этапах развития, трудно оценивать свои побудительные мотивы и дифференцировать их. Поэтому, нужно развиваться в комплексе, постепенно углубляясь в понимание правил йоги и расширяя их применение в своей жизни. А это невозможно без соответствующих медитативных практик, дхараны и дхьяны на отдельных принципах Ямы.
Дхарана
концентрация внимания на каком-либо объекте.
Дхьяна
уровень медитативных состояний, при которых возникает осознание единства с объектом медитации. Как результат – возможность более глубокого понимания внутренней сути объекта и применение этого знания в обычной практической деятельности. Иногда обладание такими знаниями трактуется посторонними наблюдателями как обретение сиддх.

Почему люди не следуют Ахимсе?

Саттва
(«чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна сущности, благости, ясного и спокойного понимания и действий. Проявление качеств этой гуны у человека показывает его продвижение по пути (духовного) развития.
Безусловно, даже из нашей обычной жизни мы знаем, что если не поддерживать вражду, не генерировать агрессию, то в окружении такого человека злость постепенно затихнет. Это можно пояснить тем, что человек, который находится в саттвичном состоянии энергетики, оказывает благотворное влияние на окружающих. Он не подпитывает и не взаимодействует с примитивно-агрессивной энергетикой гуны Раджас.

Перечислим некоторые причины, в результате чего может возникать насилие в отношении других живых существ.
✧ Желание получить какие-либо материальные блага, которые ценны для причиняющего вред;
✧ Следование привычной форме поведения (психологические установки) либо принятым в обществе нормам (например, кровная месть);
✧ Психологические комплексы, детские травмы. Желание попробовать запретное;
✧ Не продуманность своих действий, в результате которых причиняется вред другим.

Однако, при изменении картины мира, все эти факторы теряют свое значение и нивелируются.

Вывод

При гармоничном саттвичном поведении, и не причении вреда, воплощается принцип не деяния. Человек не причиняет вреда, потому, что действует так, как нужно Миру (как правильно, в соответствии с общей гармонией), а не потому, что так написано в какой-то книжке или он решил, что интересно выглядеть «продвинутым» йогом.

Таким образом, мы вновь пришли к пониманию того, что для развития духовности и сознания необходимо цельное понимание или интегральный подход. Отдельные элементы которого будут способствовать постижению других. Человек – целостная система. Понимание взаимосвязей постепенно проявляется в сознании. Как результат – жизнь становится гармоничнее, счастливей, вдохновленней и понятней.
Гу́на
Гу́на — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство».

Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы:
  1. Саттва-гуна («гуна благости»)
  2. Раджо-гуна («гуна страсти»)
  3. Тамо-гуна («гуна невежества»)
Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.
Гуна Та́мас
(«тьма») или та́мо-гу́на — гуна невежества. Одна из трёх гун, или качеств материальной природы в индуизме.
Раджас
гуна страсти или деятельности. Преобладание этой гуны характеризуется повышенной активностью, возбуждением, желанием деятельности невзирая на последствия.
Предлагаем просмотреть мультфильм, отображающий истинную Ахимсу.
Старший Наставник Ментального Парка
Поделиться статьей с друзьями и знакомыми:
Асана – положение тела.

Пранаяма – общее название для группы упражнений, направленных на контроль над дыханием и внутренней энергией.

Карма – «действие, обязанность, деятельность», одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому действия человека определяют его судьбу в данном или последующих перерождениях

8 частей йоги – восемь частей йоги таковы: сдержанность (яма), строгое соблюдение требований (нияма), положение тела (асана), контроль дыхания (пранаяма), обуздание чувств (пратьяхара), сосредоточение (дхарана), медитация (дхьяна) и осознание (самадхи).

Яма – "сдержанность (яма) включает не-насилие (ахимса), правдивость (сатья), не-присвоение чужого, безбрачие (брахмачарья) и не-принятие даров" – Йога-сутры (перевод с санскрита Е.П.Островской и В.И.Рудого).

Гу́на — санскритский термин, который в буквальном переводе означает «верёвка», а в более широком смысле «качество, свойство».
Одна из категорий индуистской философии санкхья, где описываются три гуны материальной природы:
  1. Саттва-гуна («гуна благости»)
  2. Раджо-гуна («гуна страсти»)
  3. Тамо-гуна («гуна невежества»)
Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души, которую они обусловливают.

Гуна Тамас – («тьма») или та́мо-гу́на — гуна невежества. Одна из трёх гун, или качеств материальной природы в индуизме.

Гуна Раджас – гуна страсти или деятельности. Преобладание этой гуны характеризуется повышенной активностью, возбуждением, желанием деятельности невзирая на последствия.

Саттва – («чистота», «чистый»; в буквальном переводе «существование, реальность») — гуна сущности, благости, ясного и спокойного понимания и действий. Проявление качеств этой гуны у человека показывает его продвижение по пути (духовного) развития.

Похожие статьи

Пути Аллеи Разума

Подписаться на рассылку от Смотрителя Парка
Получать письма с новыми статьями.