...

Брахмачарья

Брахмачарья в современном обществе. Что такое Брахмачарья? Практика Брахмачарьи – непривязанности/воздержания?!
Уровень мудрости
Яма
"сдержанность (яма) включает не-насилие (ахимса), правдивость (сатья), не-присвоение чужого, безбрачие (брахмачарья) и не-принятие даров (апариграха)" – Йога-сутры (перевод с санскрита Е.П.Островской и В.И.Рудого).

Брахмачарья в современном обществе

Брахмачарья – последняя составляющая ступени Ямы. Как много с этим словом связано толкований, рассуждений и споров тех, кто думает, что ради некоего «Освобождения» (Мокши) можно пожертвовать любыми «мелочами». Читая о таинственных подвижниках Востока, следующих Брахмачарье, понимаемой исключительно как половое воздержание, в головах рождается образ поистине «великих людей» победивших свои сексуальные желания, достигших и освободившихся… (а чего именно достигших, на это уже конкретики обычно не хватает).

В нашей западной и христианской культуре, сразу вспоминаются «носители духовности и благости» – монахи и священники, блюдущие целибат и победившие этот свой «низменный зов плоти»… (правда потом, иногда из СМИ мы узнаем, что зов плоти они может и побеждают, но только к противоположному полу, оставляя себе скромные однополые отношения. Но, что делать? Человек слаб, а Бог простит).

В целом, в восприятии современного человека, в понимании Брахмачарьи смешаны здравый смысл и физиологические потребности организма с фантазиями, религиозными предрассудками, с легким оттенком поверхностного знакомства с психоанализом Фрейда и слухами о таинственной Тантре.

Что такое Брахмачарья?

Брахмача́рья буквально можно перевести как ученик брахмана. Соответственно, может пониматься или как наименование ученика или как один из жизненных этапов в индуизме. Эти этапы длятся по 25 лет. Первый из них – Брахмачарья заключается в обучении под руководством гуру. На втором этапе – Грихастха, человек выполняет обязанности домохозяина и создает семью. На третьем – Ванапрастха – постепенно отходит от дел и начинает подготовку к духовной жизни. И, наконец, на четвертом – Санньяса, окончательно уходит от мирских дел и готовится к смерти и Мокше… тот, у кого это получиться. Если же не получится, то придется перерождаться и дальше.

К счастью, на страницах интернета уже можно найти публикации относительно того, как менялось понимание этого термина в разные исторические периоды. К примеру, здесь.
Однако мы бы хотели акцентироваться не на содержании несомненно важных древних текстов, а постараться проявить тот глубинный смысл, который и побуждал авторов писать все эти работы. Ведь каждый стремился передать именно то понимание, которое было значимо и важно для него. В меру своей погруженности в проблему и в рамках своего понимания описываемого.

В известном варианте перевода Йога-сутр Патанджали (см. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджади и «Вьяса-бхашья»). пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П.Островской и В.И.Рудого. М., 1982.), Брахмачарья, вначале описывается как отвлечение (органов чувств), что в принципе, приближено к практическому пониманию. Но затем, в сутре 38 используется понятие «воздержание», которое в общепринятом у нас смысловом поле, содержит совершенно определенный смысл как отказ от секса. Следовательно, смысл понятия коренным образом меняется. В то же время, комментарий Вьясы звучит так:

«brahmacaryaṃguptendiyasyopasthasyasaṃyamaḥ.

Брахмачарья – это контроль (самьяма) скрытых чувств (гупта индрия) и находящегося вблизи (упа-стха)».

(цит. по Сафронов А.Г. Брахмачарья и воздержание в Йоге. История путаницы // блог «Йога сутра: комментарии современного практика»).
Итак, как мы видим, Брахмачарья – это, прежде всего Самьяма. А как мы уже знаем из сутры 3, 4 Гл. 3, Йога-сутры, Самьяма – это одновременная практическая реализация концентрации, созерцания и сосредоточения. Или Пратьяхара, Дхарана и Дхьяна. Соответственно, т.н. «Брахмачарья» без Самьямы на своем содержании, без постижения внутренней сути и единства себя-себя постигающего-себя медитирующего – бессмысленное занятие, которое скорее повредит, чем приведет к «мечтаемым» результатам.

В то же время, правильная практика Тантры – будет являться именно Брахмачарьей, поскольку подразумевает и соответствующий контроль над чувствами и цели, отличные от целей обычных занятий сексом просто живущих людей.

Практика Брахмачарьи

Теперь несколько слов относительно того, как совместить занятия любовью с их «полетом чувств», хоть как-то знакомые большинству и требуемый контроль за ними же. У читающего может возникнуть определенный когнитивный диссонанс. Ведь если что-то контролируется, то оно уже НЕ естественно, ограниченно, формализовано. А это не совместимо с Любовью. Следует напомнить, что в Брахмачарье речь идет о контроле (отслеживании, понимании, осознанности Самьяме) вообще всех чувств, а не только связанных с сексом. Кроме того, Самьяма не есть контроль в привычном нам понимании запрета, а скорее глубинное осознание происходящих процессов и понимание их источника – разнообразного движения Праны и управления ею. При этом, проявляются истинные потребности человека и осознаются ложные и привнесенные извне социумом или токсичным окружением. Как результат, «теневые» аспекты и ценности личности проявляются, осознаются и развеиваются, а не ретушируются, что часто происходит в психоанализе и тд.

Еще один момент, на который следует обратить внимание, это понятие «непривязанности», который, важен для создания у себя общей целостной картины мира, но который, на наш взгляд, иногда трактуется ошибочно (см. Сафронов А.Г. Брахмачарья и воздержание в Йоге. История путаницы).

Брахмачарья – непривязанность

Как мы уже отметили выше, Самьяма – это осознание и управление «чувствами» или энергией, лежащей в основе чувств. Давайте теперь рассмотрим «непривязанность». В обычном понимании, непривязанность связана именно и только с безразличным отношением и бездействием в данном вопросе. Большинство людей не способны (хорошо и бесплатно) делать то, с чем у них нет определенной эмоциональной связи. Будь это работа, отдых, общение и так далее. В то же время, практикующий йогу (или целостный подход к миру) человек может одинаково увлеченно делать совершенно разные дела, не будучи привязанным и к результату, и к процессу. Но это не значит, что он не будет получать удовольствие от таких действий или будет их делать наплевательски. Он просто не будет «зациклен» на своих ощущениях и эмоциях. При этом, уровень этих ощущений может быть на порядок выше, чем у не практикующих людей. Это обусловлено множеством совершенно объективных причин (но это тема для отдельного разговора).

То есть, «правильный» йог полностью вовлекается в то, чем занимается, постепенно углубляя это состояние от Пратьяхары, через Дхарану и к Дхьяне. Но, в то же время, он не привязан к тому, что он делает. Относительно глубины и интенсивности ощущений, иногда достигающих «божественного» уровня, вспомним уже упомянутую Тантру. Также следует напомнить о таком понятии как Карма-йога или йога действия (и эту тему мы рассмотрим отдельно).

Брахмачарья – воздержание

Несколько слов о том, что, как говорят, «воздержание способствует сохранению энергии». На это можно ответить, что, во-первых, если у «воздерживающихся» нет больше никакого другого источника энергии, то это несчастные люди. Во-вторых, при нормальной практике (йогической), энергию можно получать от любого процесса, а не только ее тратить. И в-третьих – если бы все люди, которые рассуждают о (чужой) Брахмачарье так же стремились к достижению Мокши, как они любят об этом поговорить, то все человечество уже бы вышло из круговорота Сансары.
Сансара
общий порядок в мире, согласно которому те, кто еще не осознал свое истинное «Я» (душу, Атман), вынуждены перерождаться до тех пор, пока это осознание не произойдет. После осознания могут выбирать, в том числе и где именно рождаться.
Тантра
традиционные практики, которые предполагают достижение глубоких медитативных состояний посредством проживания (и концентрации на них) всех аспектов жизни, в том числе и сексуальных практик.
Прана
обобщенное название энергии (в т.ч. жизненной) в человеке и Вселенной.
Пратьяхара
техника отвлечения чувств (внимания) от объектов, на которые они обычно направлены (произвольное не восприятие не актуальных в настоящий момент сигналов от органов чувств ).
Дхарана
концентрация внимания на каком-либо объекте.
Дхьяна
уровень медитативных состояний, при которых возникает осознание единства с объектом медитации. Как результат – возможность более глубокого понимания внутренней сути объекта и применение этого знания в обычной практической деятельности. Иногда обладание такими знаниями трактуется посторонними наблюдателями как обретение сиддх.
8 частей йоги
восемь частей йоги таковы: сдержанность (яма), строгое соблюдение требований (нияма), положение тела (асана), контроль дыхания (пранаяма), обуздание чувств (пратьяхара), сосредоточение (дхарана), медитация (дхьяна) и осознание (самадхи).
Объекты медитации
Как выбрать на чем медитировать? Какие объекты рекомендуются и не рекомендуются на начальных этапах практики?
Для чего развивать сознание?
Зачем духовно развиваться? Зачем практиковать медитацию? Уровни развития сознания.
Мокша
состояние сознания, в котором достигнуто освобождение из круговорота рождений и смертей , а также ограничений материального существования.
С течением времени, целостный подход к практике стал размываться и упрощаться. Вместо системного понимания окружающего мира, начали возникать разного рода секты и течения, выбиравшие одну или несколько техник, которые затем еще больше упрощали в зависимости от степени своего не понимания, политических или религиозных требований своего окружения и прочего, как это произошло и с понятием Брахмачарья. При том, что в целостной, системной практике, правильное управление энергией и базирующимися на ней эмоциями и чувствами является одним из гармонично сочетаемых элементов, наряду с телесными, медитативными, дыхательными и другими практиками.
Дворец Раджа Йоги
Онлайн практика йоги для тех, кто хочет развивать Тело, Разум и Дух.
Сад Медитации
технология медитации с помощью Даят – 108 вдохновляющих картин, для управления ментальным состоянием человека.
Старший Наставник Ментального Парка
Поделиться статьей с друзьями и знакомыми:

Похожие статьи

Пути Аллеи Разума

Подписаться на рассылку от Смотрителя Парка
Получать письма с новыми статьями.